Для отслеживания статуса заказа — авторизируйтесь
Введите код, который был выслан на почту Введите код с SMS, который был выслан на номер
 
Код действителен в течение 5 минут Код с sms действителен в течение 5 минут
Вы уверены, что хотите выйти?
Сеанс завершен
На главную
Что такое обратная разработка и где она применяется

Что такое обратная разработка и где она применяется

Законно ли это.

Обратная разработка — метод разборки объекта, который помогает понять, как сконструировано ранее созданное устройство, процесс, система или часть программного обеспечения. Инженер разбирает продукт на части, чтобы понять, как он работает, а потом воссоздать похожее или идентичное решение. Разработчик отвечает на вопрос: «Какие процессы провоцируют именно такое поведение продукта?».

Таким способом не удастся получить точный исходный код, но инженеры смогут понять общую логику работы и повторить функционал.

Часто встречаются названия «обратное проектирование», «обратный инжиниринг», «реверс-инжиниринг» — они означают одно и то же.

Где применяется реверс-инжиниринг

Обратный инжиниринг применяют в компьютерной инженерии, геймдеве, машиностроении, дизайне, электронной инженерии, разработке программного обеспечения, химической инженерии и даже системной биологии.

Компании часто используют обратный инжиниринг старых электронных компонентов, снятых с производства. Если у части компьютерного оборудования были функции, потерянные из-за изменений в технологии, реверс-инжиниринг позволяет производителям открыть и обновить эти формулы. Также метод помогает разрабатывать компоненты, соединяющие новое и старое, чтобы подключать устаревшее оборудование к новому.

В IT обратная разработка программ применяется для исследования софта и железа, их элементов и принципов работы.

Объектами могут быть:

  • файлы — чтобы узнать, как именно работает приложение;
  • часть операционной системы — чтобы использовать недокументированные функции;
  • формат данных — чтобы получить структуру файлового формата;
  • сетевой протокол — чтобы восстановить формат пакетов данных и последовательность обмена данными.

Для чего используют обратную разработку:

  • поиск и исправление ошибок в программах, к исходному коду которых у разработчиков нет доступа;
  • анализ вирусов для создания антивирусного программного обеспечения;
  • улучшение функциональности приложения, когда связаться с предыдущим разработчиком не получается — например, компания-разработчик перестала существовать;
  • описание механики игры, когда разработчик берет в пример существующую игру, наблюдает за ее развитием, анализирует сценарий и предлагает свой вариант;
  • обучение: если разработчик не понимает какую-то часть своего продукта, он может проанализировать чужую и сделать выводы о ее функционировании.

Реверс-инжиниринг также применяют для нелегальных целей — кражи кода, обхода технических средств защиты авторских прав, бесконечного использования бесплатных версий приложения.

Типы реверс-инжиниринга

Существуют десятки видов обратной разработки, поскольку процесс может разбить объект на части по-разному — например, анализ системного уровня, извлечение схемы и разборка продукта.

Принципы обратной разработки

Процесс обратной разработки регулируют общие принципы:

  • 1. Не путать гипотезы с выводами. Обратный инжиниринг дает гипотезы. Разработчик должен полностью понять приложение, прежде чем делать выводы.
  • 2. Получить несколько интерпретаций. Альтернативные интерпретации данных могут давать разные результаты. Чем больше информации доступно, тем меньше должны различаться суждения реверс-инженеров.
  • 3. Понимать, что результаты приблизительны. К примеру, 80% информации девелопер получит благодаря обратной разработке. Чтобы получить оставшиеся 20%, нужно использовать методы прямого проектирования, например, опрос пользователей.
  • 4. Не удивляться странным конструкциям. Инженер не сможет воссоздать полную и точную модель, потому что такой модели до этого, возможно, не существовало.
  • 5. Следить за единым стилем. Продукт разрабатывают с использованием последовательной стратегии, которую нужно найти и понять.

Этапы реверс-разработки на примере исполняемого файла:

  • 1. Запустить и протестировать исполняемый файл, ознакомиться с приложением и его возможностями.
  • 2. Проанализировать взаимодействие файла с внешним миром: библиотеками, процессами, системными API, файловой системой, сетевыми взаимодействиями, физическими портами и т. д.
  • 3. Детально изучить код. Для этого применяют трансляцию двоичного кода на язык ассемблера, чтобы затем извлечь структуры, инструкции и вызовы функций.
курс по теме: PHP-разработчик с нуля до PRO
Вячеслав Епанча Senior PHP Developer в Laba с 6-летним опытом разработки
 

Преимущества

Обратный инжиниринг позволяет увидеть то, что уже есть: любые части, структуры или процессы, которые могли бы принести пользу для разработки. Изучение существующих продуктов приводит к инновациям и открытиям.

Также процесс помогает находить недостатки и уязвимости в продукте. Это необходимо, чтобы обеспечить безопасность пользователей. Лучше, чтобы проблема возникла на этапе исследования, а не на этапе распространения.

Кроме того, благодаря обратной разработке на рынок выходят менее дорогие продукты — затраты на создание снижаются.

Недостатки

Разработчик не сможет полностью вернуть приложение в исходное состояние перед компиляцией. Кроме того, сложно переиспользовать код из дизассемблированного приложения из-за обфускации критического и важного исходного кода. Иногда разработчики загружают в приложение нерелевантный код, чтобы сбить с толку реверс-инженера и еще больше усложнить реверсирование.

Законность реверс-инжиниринга

Коммерческие лицензионные соглашения запрещают реверс-инжиниринг, хотя метод законен.

В США было много судебных прецедентов о реверс-инжиниринге в попытках обойти защиту игровых консолей. Некоторые компании (SEGA, Nintendo и другие) хотели, чтобы у них покупали допуски к консолям и выпускали эксклюзивные игры. Разработчикам игр это не нравилось, ведь проще не покупать лицензию и выпускать игры для всех. Поэтому они находили способы обойти защиту игровых консолей: игры становились общедоступными и совместимыми с консолями.

В 1980-90-х гг. появились первые судебные разбирательства о реверс-инжиниринге и сформировались принципы: авторское право не защищает идеи, процессы и операции, для их защиты нужно использовать патентное право.

С тех пор обратная разработка — законна, если работа требует такого подхода для понимания идей и процессов. Но для этого следует использовать копию продукта, полученную легальным путем.

Если бы реверсную разработку запретили, владелец продукта и кода был бы монополистом на рынке.

 

Ещё статьи
Экспертки о том, как оценивают кандидатов на нетехнических интервью
Часть 2. Работа с записями: вставка, чтение, изменение и удаление