От «оборонки» до полета на Луну: что Маргарет Гамильтон подарила человечеству

От «оборонки» до полета на Луну: что Маргарет Гамильтон подарила человечеству

История первой женщины, нанятой NASA.

Программистка, бизнесвумен и ученая Маргарет Гамильтон чуть не забросила карьеру ради любви, попала в NASA по объявлению в газете и была удостоена высшей гражданской награды США — Президентской медали свободы. Она придумала термин «программная инженерия» и стала одной из тех, благодаря кому человек попал на Луну.

Маргарет Гамильтон на вручении Президентской медали свободы в 2016 году/ Lawrence Jackson

В начале 1960-х, во времена, когда процветал сексизм, Гамильтон работала в оборонной сфере, помогала с решениями для метеостанций, а позже — возглавила разработку программного обеспечения (ПО) для высадки миссии «Аполлон-11» на Луну.

Рассказываем историю Маргарет Гамильтон.

Первая в NASA

Маргарет Гамильтон (Партингтон) родилась в городке Паоли, штат Индиана, 17 августа 1936 года. В 1955 она стала изучать математику в университете штата Мичиган, а в 1958 — философию в колледже Эрлхэма. Во время учебы будущая программистка познакомилась со своим супругом. Вскоре у пары родилась дочь, и семья ученых стала думать над тем, как им продолжать научную карьеру.

В интервью The Guardian Гамильтон говорила, что могла поступить в аспирантуру по абстрактной математике, но ее муж захотел продолжить юридическое образование в Гарварде, поэтому Маргарет пришлось несколько лет обеспечивать семью. Пока супруг учился, она преподавала в средней школе, а затем нашла работу в Массачусетском технологическом институте (MIT), где и начала программировать.

«Я присоединилась, — делилась Гамильтон, — к команде профессора Эдварда Лоренца, отца теории хаоса. Моя работа в лаборатории заключалась в разработке системы для прогнозирования погоды. Именно в лаборатории я узнала, что такое компьютер и как писать программное обеспечение. Информатика и программирование тогда еще не существовали в виде отдельных дисциплин, а программисты учились всему прямо на работе».

В Массачусетском технологическом институте (MIT) Маргарет стала изучать автоматизацию прогноза погоды, а затем поступила в аспирантуру по метеорологии. Позже Гамильтон пригласили в Лабораторию Линкольна MIT, которая по заказу Министерства обороны США до сих пор исследует и разрабатывает решения для нацбезопасности.

Первое время ученая писала в Лаборатории Линкольна программы для обнаружения воздушных судов противников, но главный прорыв был впереди.

«Я хотела вернуться в аспирантуру, но супруг увидел объявление в газете, — рассказывала Гамильтон The Guardian. — Там было сказано, что Лаборатория измерительной аппаратуры Массачусетского технологического института ищет людей для разработки ПО, чтобы “отправить человека на Луну”».

Ученая и программный код «Аполлона»/ Википедия (Wikimedia Commons)

По словам программистки, лаборатория получила контракт не просто так. До того, как NASA попросили ученых разработать программное обеспечение для «Аполлона», эти же ученые уже создавали для агентства вычислительное оборудование. А Гамильтон идея «приобщиться к космосу» понравилась не только сложностью, но и новизной, — до ее группы никто в мире этого не делал. Ученая стала «первым программистом и первой женщиной, нанятой NASA».

Два бортовых компьютера

Когда Гамильтон взяли в NASA, ей было всего 30 лет. В 32 года программистка возглавила отдел, занимавшийся ПО для полетов на Луну. Чтобы определить (или даже легализировать) то, над чем они с командой работали, ученая вскоре после назначения впервые употребила термин «программная инженерия». Ее коллеги-мужчины сначала не поняли этого и даже подшучивали над Гамильтон. Но, как говорит сама ученая, они не догадывались, что именно программная инженерия станет решающим фактором в возможности отправить человека на Луну.

В новой миссии «Аполлона» было два больших бортовых компьютера. Они находились в модулях: командном, который назывался «Колумбия», и в лунном — под названием «Орел». Позывные экипажа совпадали с названиями модулей.

«Разработанное нами программное обеспечение должно было быть очень надежным. ПО должно было уметь обнаруживать неполадки и устранять их в любой момент в течение всей миссии», — говорила ученая в интервью The Guardian.

Сначала в команде Гамильтон было около 20 человек. Когда стало понятно, что придется разрабатывать не только ПО для бортовых компьютеров модулей, но и общее программное обеспечение, команда разрослась до ста программистов.

В беседе с Futurism Гамильтон рассказывала, что атмосфера в NASA была очень похожа на атмосферу MIT: коллеги поддерживали неформальное общение, но при этом на самой работе старались сохранять субординацию. По словам программистки, члены ее команды буквально фанатели от разработки ПО для космического агентства — «чем сложнее было испытание, тем больше все кайфовали».

«Мне и моей команде, — говорила Гамильтон, — очень повезло оказаться в нужном месте. У нас тогда не было выбора — пришлось стать пионерами. Не было ни школы, ни места, где можно было бы изучать то, что сегодня называют “программная инженерия”. А еще не было фразы “я не могу найти ответ” — ответы приходилось искать и изобретать».

LOL memory

На своем самом известном снимке Гамильтон стоит рядом с очень высокой кипой документов — это программный код «Аполлона», который ученой приходилось писать вручную.

курс по теме: PHP-РАЗРАБОТЧИК С НУЛЯ ДО PRO
ВЯЧЕСЛАВ ЕПАНЧА SENIOR PHP DEVELOPER В LABA С 6-ЛЕТНИМ ОПЫТОМ РАЗРАБОТКИ
 

Чтобы код стал настоящим ПО, программистка распечатывала его, а потом склеивала, объединяя в программы. Такой кропотливый метод кодинга называли LOL memory, где LOL — это не смех, а little old ladies — женщины старшего возраста, которые распечатывали и склеивали код.

Разработчики создавали программное обеспечение для бортовых компьютеров несколько лет. В одном из своих интервью Гамильтон рассказывала, как сильно переживала, наблюдая за перемещением астронавтов. В момент, когда они почти достигли лунной поверхности, в бортовых компьютерах случился серьезный сбой. По одной версии, они сильно перегрелись, по другой — не могли функционировать из-за перегруженности информацией.

Команда Маргарет Гамильтон предусмотрела это и разработала быструю перезагрузку ПО. Астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин смогли очистить компьютер от данных, которые мешали посадке лунного модуля.

После работы в NASA в 1976 году ученая стала соучредительницей Higher Order Software, а 10 лет спустя основала собственную компанию Нamilton Technologies, которая до сих пор занимается разработкой ПО для модернизации планирования и автоматизации процессов в бизнесе.

Сейчас Гамильтон 85 лет. Она редко появляется на публике, но продолжает руководить Нamilton Technologies.

По материалам The Guardian, Britannica, Futurism, Smithsonian Magazine.

Ещё статьи
Платформи для волонтерів, пошук житла, корисні карти та ігри.